Название страницы
Об утверждении Типового положения об антикоррупционных комплаенс-службах в субъектах квазигосударственного сектора Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) от 31 марта 2023 года № 112. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 марта 2023 года № 32211 В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О противодействии коррупции" ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об антикоррупционных комплаенс-службах в субъектах квазигосударственного сектора. 2. Службе превенции Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) в установленном законодательством порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) после его официального опубликования. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции ( Антикоррупционной службы). 4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. Председатель Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) О. Бектенов "СОГЛАСОВАН" |Министерство национальной экономики Республики Казахстан Приложение к приказу Председатель Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) от 31 марта 2023 года № 112 Типовое положение об антикоррупционных комплаенс-службах в субъектах квазигосударственного сектора Глава 1. Общие положения 1. Настоящее типовое положение об антикоррупционных комплаенс-службах в субъектах квазигосударственного сектора (далее – Типовое положение) разработано в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О противодействии коррупции" (далее – Закон). 2. Настоящее Типовое положение определяет цели, задачи, принципы, функции и полномочия структурных подразделений или лиц, исполняющих функции антикоррупционных комплаенс-служб в субъектах квазигосударственного сектора. 3. Субъекты квазигосударственного сектора исходя из специфики своей деятельности утверждают Положение об антикоррупционных комплаенс службах с учетом настоящего Типового положения. 4. Положение об антикоррупционных комплаенс-службах размещается на официальном интернет-ресурсе субъекта квазигосударственного сектора и доводится до сведения всех работников. 5. В настоящем Типовом положении используются следующие основные понятия: 1) антикоррупционный комплаенс – функция по обеспечению соблюдения субъектами квазигосударственного сектора и его работниками законодательства Республики Казахстан по противодействию коррупции; 2) внутренний анализ коррупционных рисков – выявление и изучение причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений; 3) конфликт интересов – противоречие между личными интересами лиц, занимающих ответственную государственную должность, лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним, должностных лиц и их должностными полномочиями, при котором личные интересы указанных лиц могут привести к неисполнению и (или) ненадлежащему исполнению ими своих должностных обязанностей; 4) коррупционное правонарушение – имеющее признаки коррупции противоправное виновное деяние (действие или бездействие), за которое законом установлена административная или уголовная ответственность; 5) коррупционный риск – возможность возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений; 6) предупреждение коррупции – деятельность субъектов противодействия коррупции по изучению, выявлению, ограничению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, путем разработки и внедрения системы превентивных мер; 7) уполномоченный орган по противодействию коррупции – государственный орган , осуществляющий формирование и реализацию антикоррупционной политики Республики Казахстан и координацию в сфере противодействия коррупции, а также предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений, и его территориальные подразделения. 6. В субъекте квазигосударственного сектора определяется структурное подразделение или ответственное лицо, исполняющее функции антикоррупционной комплаенс-службы, основной задачей которой является обеспечение соблюдения данной организацией и ее работниками законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции. При этом ответственное лицо, исполняющее функции антикоррупционной комплаенс-службы, определяется с учетом потенциального конфликта интересов. 7. Структурное подразделение или ответственное лицо, исполняющее функции антикоррупционной комплаенс-службы, определяется решением совета директоров, наблюдательного совета (при его наличии) или иного независимого органа управления субъекта квазигосударственного сектора, в случае отсутствия указанных органов, руководителем субъекта квазигосударственного сектора. 8. Антикоррупционная комплаенс-служба осуществляет свои полномочия независимо от исполнительного органа, должностных лиц субъекта квазигосударственного сектора, подотчетна совету директоров, наблюдательному совету (при его наличии) или иному независимому органу управления и является независимой при обеспечении соблюдения требований законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции. 9. Методологическая поддержка антикоррупционной комплаенс-службе оказывается уполномоченным органом по противодействию коррупции и его территориальными подразделениями. 10. Не допускается совмещение функции антикоррупционной комплаенс-службы с функциями других структурных подразделений субъекта квазигосударственного сектора. 11. В случае, если Законом, международными стандартами в сфере противодействия коррупции установлены требования и подходы к организации антикоррупционного комплаенса, не предусмотренные настоящим Типовым положением, данные требования и подходы утверждаются советом директоров, наблюдательным советом (при его наличии) или иным независимым органом управления субъекта квазигосударственного сектора, в случае отсутствия указанных органов, руководителем субъекта квазигосударственного сектора. Глава 2. Цели, задачи, принципы, функции и полномочия антикоррупционных комплаенс-служб 12. Основной целью деятельности антикоррупционной комплаенс-службы является обеспечение соблюдения соответствующим субъектом квазигосударственного сектора и его работниками законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции, а также мониторинг за реализацией мероприятий по противодействию коррупции. 13. Задачи антикоррупционной комплаенс-службы: 1) обеспечение внедрения инструментов предупреждения и превенции коррупционных правонарушений субъектом квазигосударственного сектора и его работниками; 2) эффективная реализация системы мер по противодействию коррупции в субъекте квазигосударственного сектора; 3) обеспечение проведения в субъекте квазигосударственного сектора внутреннего анализа коррупционных рисков; 4) обеспечение соблюдения внешних регуляторных требований и наилучшей международной практики по вопросам противодействия коррупции; 5) обеспечение соблюдения основных принципов противодействия коррупции в соответствии с Законом. 14. Субъект квазигосударственного сектора, при внедрении и осуществлении функций антикоррупционного комплаенса руководствуется следующими принципами: 1) достаточность полномочий и ресурсов, выделяемых для выполнения функций антикоррупционного комплаенса; 2) заинтересованность руководства в эффективности антикоррупционного комплаенса; 3) информационная открытость деятельности антикоррупционной комплаенс-службы; 4) независимость антикоррупционной комплаенс-службы; 5) непрерывность осуществления антикоррупционного комплаенса; 6) совершенствование антикоррупционного комплаенса; 7) постоянное повышение компетенций специалистов, осуществляющих функции антикоррупционного комплаенса. 15. Функции антикоррупционной комплаенс-службы: 1) обеспечивает разработку: внутренней политики противодействия коррупции субъекта квазигосударственного сектора; инструкции по противодействию коррупции для работников субъекта квазигосударственного сектора; внутренней политики выявления и урегулирования конфликта интересов в субъекте квазигосударственного сектора; антикоррупционного стандарта, в соответствии с законодательством о противодействии коррупции; внутреннего плана мероприятий по вопросам противодействия коррупции; документа регламентирующий порядок информирования работниками субъекта квазигосударственного сектора о фактах или возможных нарушениях антикоррупционного законодательства; документа, регламентирующий вопросы корпоративной этики и поведения; 2) осуществляет сбор, обработку, обобщение, анализ и оценку информации, касающейся эффективности антикоррупционной политики в субъекте квазигосударственного сектора; 3) координирует проведение внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности субъекта квазигосударственного сектора в соответствии с Типовыми правилами проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденными приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года № 12 "Об утверждении Типовых правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков" ( зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14441); 4) участвует во внешнем анализе коррупционных рисков в деятельности субъекта квазигосударственного сектора, проводимом по совместному решению первых руководителей уполномоченного органа по противодействию коррупции и субъекта квазигосударственного сектора; 5) осуществляет мониторинг выявленных коррупционных рисков в субъекте квазигосударственного сектора и принимаемых мер по их митигации и устранению; 6) проводит разъяснительные мероприятия по вопросам противодействия коррупции и формированию антикоррупционной культуры в субъекте квазигосударственного сектора; 7) организует антикоррупционные обучающие семинары для работников субъекта квазигосударственного сектора; 8) обеспечивает контроль за соблюдением работниками субъекта квазигосударственного сектора политики противодействия коррупции и вопросов корпоративной этики и поведения; 9) содействует формированию культуры взаимоотношений, соответствующей общепринятым морально-этическим нормам в коллективе субъекта квазигосударственного сектора; 10) обеспечивает соблюдение лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, мер финансового контроля и антикоррупционных ограничений, установленных Законом, в рамках компетенции антикоррупционной комплаенс-службы; 11) разрабатывает и проводит мониторинг исполнения структурными подразделениями субъекта квазигосударственного сектора внутреннего плана мероприятий по вопросам противодействия коррупции; 12) принимает меры по выявлению, мониторингу и урегулированию конфликта интересов, в том числе в вопросах трудоустройства, закупок и бизнес-процессов субъекта квазигосударственного сектора; 13) принимает меры по урегулированию вопросов дарения и получения подарков в субъекте квазигосударственного сектора; 14) осуществляет комплексную проверку благонадежности контрагентов; 15) проводит служебные проверки на основе обращений (жалоб) о фактах коррупции в субъекте квазигосударственного сектора и/или участвует в них; 16) проводит мониторинг и анализ изменений в антикоррупционном законодательстве, судебной практики по делам, связанным с коррупцией в субъекте квазигосударственного сектора; 17) проводит оценку эффективности реализации антикоррупционных мер структурными подразделениями и работниками субъекта квазигосударственного сектора; 18) заслушивает информацию структурных подразделений и работников субъекта квазигосударственного сектора по вопросам противодействия коррупции; 19) вносит руководителю субъекта квазигосударственного сектора рекомендации по устранению выявленных коррупционных рисков, повышению эффективности внутренних процессов организации деятельности субъекта квазигосударственного сектора; 20) в зависимости от специфики деятельности субъекта квазигосударственного сектора осуществляет функции, связанные с вопросами комплаенс, деловой этики, устойчивого развития, если такие функции не влияют на независимость и не создают конфликта интересов; 21) взаимодействует с уполномоченным органом по противодействию коррупции и государственными органами, субъектами квазигосударственного сектора, общественными объединениями, а также иными физическими и юридическими лицами .