Рекомендации по снижению уровня тревожности учащихся
Для снижения уровня тревожности необходимо проведение учителем ряда мероприятий:
- по возможности – установление дружеских, не авторитарных отношений с детьми;
- снижение частоты использования отрицательного стимулирования выполнения деятельности учащихся, использование положительного стимулирования;
- поощрение ситуаций самовыражения и самораскрытия ребенка;
- мотивация на успех;
- по возможности, не применять ситуаций сравнения учащихся между собой;
- снижение значимости момента проверки знаний (придание процессу проверки знаний излишней значимости, «запугивание накануне», публичность ответов).
Проведение коррекционно – развивающей работы по снятию признаков и проявлений школьной тревожности: развитие навыков поведения в ситуациях вызывающих тревогу, развитие самооценки, укрепление уверенности в себе, развитие навыков межличностного общения.
Педагог-психолог:__________________________________________Л.В.Гилюк
Рекомендации для учителей начальных классов, по повышению учебной мотивации
Формирование учебно – познавательных мотивов младших школьников, должно явится одним из основных направлений работы учителя начальных классов. Для более эффективной работы в данном направлении учителю необходимо учитывать следующие рекомендации:
1) придание личностного смысла действиям ученика, которые ранее не имели для него внутренней значимости ( посредством положительного оценивания, похвалы и т. д. );
2) научить школьника видеть, осознавать отдельные стороны учебного труда, связывать их с имеющейся у ребенка познавательной потребностью.
3) научить ребенка ставить самостоятельные цели в учебной работе или удерживать те, что поставил учитель;
4) вовлекать младшего школьника в процесс анализа, обсуждения условий и путей достижения целей;
5) обратить внимание на усиление роли поисковой деятельности учащихся, углубление в сущность изучаемых явлений, установление причинно – следственных связей.
Педагог-психолог:__________________________________________Л.В.Гилюк
Рекомендации по работе с детьми с низким уровнем словесно – логического мышления
1.Использование приемов и методов активизации и развития внимания (игры: «Найди отличия», « «Сравнение», «Исключение лишнего»);
2.Развитие иконической, краткосрочной, долгосрочной памяти посредством заучивания небольших рифм, четверостиший, стихов.
3.Развитие речи через тематические беседы, обсуждение художественных фильмов, художественных произведений.
4.Развитие воображения посредством составления небольших рассказов, сказок, небылиц.
5.Развитие мышления через беседы, игры, упражнения «Исключение лишнего», «Установи последовательность», «Обобщение и отвлечение».
6.Использование приемов многократного повторения материала.
7.Использование частых релаксационных пауз.
8.Использование методов частой смены деятельности.
Педагог-психолог:__________________________________________Л.В.Гилюк
Рекомендации педагогу, организующему индивидуальное обучение учащегося, имеющего особые образовательные потребности
Педагог – психолог: Л.В.Гилюк
Рекомендации педагогу, организующему индивидуальное обучение ребенка с ОВЗ по снижению замкнутости, стеснительности
Педагог – психолог:______________________________ Л.В.Гилюк
Рекомендации для родителей по развитию положительного отношения к школе |
|
Педагог – психолог_______________________________Л.В.Гилюк
Рекомендации родителям по воспитанию и развитию ребенка, имеющего ОВЗ
1.Чтение художественной, публицистической, периодической литературы в целях обогащения словарного запаса и расширения кругозора.
2.Совместные занятия домашними делами, в целях развития социально – бытовой ориентированности, привлечение к трудовой деятельности.
3.Беседы развивающего характера формирующие представления об основных явлениях природы, социальном окружении, окружающем мире в целом.
4.Развитие навыков самообслуживания.
Педагог – психолог: Л.В.Гилюк
Рекомендации классному руководителю по работе с учащимся, имеющим особые образовательные потребности
1.Поддерживать ребенка, поощрять в нем проявления инициативы и самостоятельности.
2.Использование методов положительного стимулирования ребенка, снижение частоты использования отрицательного стимулирования.
3.Развиватьи поощрять навыки адекватного поведения при различных психических состояниях.
5.Развивать чувство уверенности в себе.
6.Развивать умение самоанализа с формированием адекватной самооценки.
7.Познакомить с методами саморегуляции ребенка по снижению негативных импульсов, агрессивности, конфликтности, гнева.
8.Развивать творческий потенциал ребенка.
9.Развивать умение доброжелательно относиться к сверстникам, взрослым, действовать согласованно с другими членами группы.
10.Развивать навыки общепринятых форм поведения в обществе.
Педагог – психолог: Л.В.Гилюк
Рекомендации классному руководителю по работе с учащимся, имеющим речевые проблемы
Педагог – психолог: Л.В.Гилюк
Рекомендации учителю в случаях агрессивных проявлений учеников. Экстренное вмешательство учителя
Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением.
Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
Общие рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми:
Основная задача учителя - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Для сохранения положительной репутации целесообразно:
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии
В этих случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы. Неэффективно «чтение морали». Лучше показать ребенку негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:
Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, педагог должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Твердость проявляется только в конкретном проступке. Ребенок/подросток должен понять, что любят его, но против того, как он себя ведет.
Чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
Методы саморегуляции:
*уход от раздражающего фактора;
*ответ после отсчета «10 секунд»;
*оценка ситуации под другим углом зрения;
*оценка ситуации «холодной головой»;
*оценка ситуации в перспективе;
*занятие спортом, творчеством, занятием по интересам, чтением, прогулкой по лесу, по берегу, уборкой помещения;
*прослушивание классической музыки;
*общение с друзьями; родственниками, людьми, которые тебя любят;
*доведение какого-либо начатого дела до конца;
*совершение «доброго поступка, дела».
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛАБОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ
Преимущества учащихся со слабой нервной системой
Во-первых, в ситуациях, требующих монотонной работы. Например, если от ученика требуется решить большое количество задач одного типа или выполнить несколько сходных упражнений по русскому языку. Установлено, что слабые легче действуют по шаблону, по схеме.
Слабые любят работать обстоятельно, шаг за шагом выполняя задание, поэтому для них благоприятнее ситуации, требующие последовательной, планомерной работы. Они не отвлекаются, не перескакивают от одного действия к другому, не забегают вперед, а выполняет их в строгой последовательности.
Слабые склонны планировать предстоящую деятельность, любят составлять планы в письменной форме, используя их как средства внешнего управления деятельностью. Поэтому они успешнее в тех видах деятельности, которые требуют предварительной подготовки.
Благодаря тщательной подготовительной работе слабые способны самостоятельно проникать в более глубокие связи и отношения внутри учебного материала; они глубже и обстоятельнее усваивают учебный материал и поэтому обнаруживают свои преимущества в таких ситуациях, где требуется понимание и знание предмета сверх школьной программы.
Слабые склонны к систематизации знаний, что также обеспечивает им большую глубину усвоения.
Они предпочитают при ответе и при усвоении материала использовать внешние опоры, поэтому разнообразные виды наглядного изображения – графики, схемы, рисунки, диаграммы, таблицы – облегчают им учебную деятельность. В ситуациях, когда учитель требует наглядного изображения, например условий задач, они обнаруживают свое преимущество перед сильными.
И наконец, слабые склонны к тщательному контролю за выполнением учебных заданий и проверке полученных результатов. Если им предоставляется такая возможность, они допускают меньше ошибок, чем сильные.
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, нужно дать достаточно времени на обдумывание и подготовку.
В первый месяц обучения желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные части и давать по мере усвоения.
Лучше всего не заставлять отвечать новый, только усвоенный материал, следует отложить вопрос на следующий урок, дав возможность позаниматься дома.
Путём построения правильной тактики опросов и поощрений нужно формировать у ученика уверенность в своих знаниях.
Следует осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он сам болезненно к ним относится.
Во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного.
Следует в минимальной степени отвлекать ребёнка, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную обстановку.
Нужно дать достаточно времени на обдумывание и подготовку.
Рекомендации по работе с детьми с разными типами нервной системы
Специальные приемы работы со «слабыми» и «сильными» учениками
По отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать такие правила:
10)важно научить школьника умению пережить неудачу. Для
этого ему нужно объяснить, что порой терпеть неудачу — это нормально и неизбежно; неуспех не повод для отчаяния, самоунижения и презрения к себе; нужно стараться с раннего возраста вовлекать ребенка в возможно более широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможности, узнать, где, в каких видах деятельности они проявляются.
Особо нужно обратить внимание на детей со слабой нервной системой, посещающих группу продленного дня. Из-за своих природных особенностей они не могут готовить уроки, особенно устные, в группе вместе со всем классом: им мешают другие ребята, они быстрее утомляются и т.д. Поэтому кроме классных комнат можно использовать библиотеку, игровые комнаты, рекреации и другие свободные помещения. Во время самоподготовки нужно разрешить детям самостоятельно устраивать перерывы, кратковременный отдых, причем в удобное для них время, когда заканчивается какой-то этап их работы.
Какой должна быть тактика учителя по отношению к учащимся с сильной нервной системой?
Если работа монотонна, однообразна, лишена эмоциональных оттенков и возможностей для разрядки, если к тому же ее заставляют выполнять, лишая свободы выбора, у «сильных» наступает быстрое истощение умственных сил, пресыщение занятиями. Необходима тренировка усидчивости, которая, однако, должна исключать накопление переутомления, эмоционального напряжения. Нужно разрешать ученику с сильной нервной системой непродолжительные перерывы, смену видов деятельности, если, конечно, это возможно. В ситуации монотонии учитель должен уметь в определенной степени разнообразить деятельность. Например, при выполнении однотипных заданий ученики могут выбрать другие способы работы, отличные от применяемой схемы; чередовать задания разных типов и т.д.
Учебных ситуаций, в которых ученики с сильной нервной системой испытывают трудности из-за своих типологических особенностей, не так много; в целом «сильные» школьники хорошо приспособлены к условиям учебной деятельности. Зато собственно усвоение учебного материала (восприятие, запоминание, осмысление, систематизация и т.д.) требуют от них в значительной мере перестройки индивидуальных, привычных способов работы. Так, «сильные» не отличаются тщательностью, углубленностью выполнения; пренебрегают планированием и организацией работы; зачастую усваивают учебный материал бессистемно и поверхностно, «наскоком», не замечая важных оттенков, деталей, не вникая глубоко в его суть. Они не склонны к повторению пройденного (которое, как известно, «мать учения»), позволяющему развить главные мысли, поднять понимание на более высокий уровень, установить взаимосвязи в усвоенном материале. Собственно усвоению учебного материала, по-видимому, в большей степени отвечают индивидуальные особенности «слабых», которые по глубине, систематичности, правильности понимания и применения знаний чаще всего превосходят «сильных». Психологи заметили, что ученик со слабой нервной системой, склонный подолгу размышлять над одним вопросом, способен лучше разобраться в материале, открыть в известном новые грани, в пройденном — зачатки нового знания.
Что может сделать учитель, чтобы помочь ученикам с сильной нервной системой найти эффективные способы работы, нейтрализовать психологические особенности, которые мешают усвоению?
Когда надо выполнить какие-либо поэтапные действия, на этих учеников следует обращать особое внимание, по возможности контролировать выполнение ими требований постепенности, последовательности. Полезно специально тренировать «сильных» в такого рода деятельности, помогая им учиться терпению, которого им часто не хватает.
То же самое можно сказать и в отношении работы, связанной с систематизацией, планированием и проверкой выполненного. Учитель должен не только сам контролировать «сильных» при выполнении таких видов деятельности, но и побуждать их делать это самостоятельно. Тем более что, как отмечают психологи, люди с сильной нервной системой обладают необходимыми волевыми качествами, для того чтобы перестроить свою работу в требуемом направлении. Основная задача учителя — убедить их в необходимости этого и постараться заставить это сделать.
При работе с инертными учениками учителю необходимо:
1) не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;
Поскольку определенные трудности в учебной деятельности у подвижных обусловлены быстрым угасанием активности, утратой интереса к выполняемой деятельности (особенно если она однообразна), частым отвлечением от работы, они в большей степени, чем инертные, нуждаются в постоянном руководстве и контроле со стороны учителя. Им надо помочь научиться произвольно регулировать свою деятельность, должным образом ее организовывать. Полезно специально тренировать учащихся с подвижной нервной системой быть сдержанными, приучать перед началом работы выслушивать до конца указания учителя. Внимательность на уроках нельзя просто потребовать, но вполне можно выработать, воспитать терпеливым напоминанием, многократным повторением требований без упреков и раздражения. Для таких учеников необходимы постоянное внимание и контроль со стороны учителя.
Нередко подвижные дети, особенно младшего возраста, будучи предоставленными сами себе, никак не могут собраться и приняться за работу (как дома, так и в классе). Вертятся, занимаются посторонними делами, перекладывают книги, точат карандаши...
Как помочь таким детям включиться в работу? Одним из действенных способов может быть такой: на первых порах ребенку сокращают объем работы. Например, как рекомендует психолог Л.С.Славина, учитель предлагает первокласснику написать вместо 3 — 4 строчек только полстрочки или прочесть не весь материал, а только незначительную его часть. Ребенок, не желавший приниматься за работу, когда надо было выполнить все задание, охотно начинал писать или читать. После того как намеченная часть выполнялась и учитель оценивал работу, он либо предлагал ребенку следующую часть задания, либо ограничивался сделанным. Это зависело от отношения ребенка к работе. Иногда дети сами предлагали продолжить работу, но если ребенок не хотел этого, то учитель не настаивал. Постепенно увеличивая объем предлагаемой работы, он через некоторое время (через несколько дней, неделю) приучал ребенка выполнять все задание. Как уже говорилось, самую большую трудность учащиеся с подвижной нервной системой испытывают при однообразной, монотонной работе. У них быстро утрачивается интерес к таким заданиям, появляется чувство пресыщения. Если учитель не предпримет каких-либо специальных мер, то такие учащиеся начинают отвлекаться или перестают работать. Отвлечение — это способ разнообразить свою деятельность, которая стала скучной. Дети начинают разговаривать с соседями, задавать вопросы им и учителю, заглядывать в чужие тетради и т.д. Естественно, это не способствует повышению эффективности учебной деятельности, однако улучшает их психическое состояние, настроение. Учитель должен направлять учащихся на поиск иных форм оживления деятельности, например на анализ других путей выполнения задания, иных способов решения задачи, отличных от обычно используемых. Этому помогают и такие особенности умственной деятельности подвижных, как стремление к новым, неиспробованным ходам мысли, умение с разных точек зрения оценить ситуацию, отсутствие шаблонности в мышлении. Разнообразное содержание заданий, частые переходы от одного вида к другому — вот те ситуации, которые наиболее благоприятны для учащихся с подвижной нервной системой. По возможности их нужно стараться использовать в работе с такими школьниками.
Итак, мы познакомились с тем, как проявляются некоторые природные динамические особенности в учебной деятельности, с какими трудностями сталкиваются представители противоположных полюсов основных свойств нервной системы и как данные трудности учитель может сгладить, используя эти знания при организации индивидуального подхода. Однако многочисленную группу составляют школьники, чьи природные динамические особенности не вступают в резкие противоречия с требованиями учебной деятельности. Приспособление к учебным ситуациям у них происходит относительно гладко. Как уже говорилось, это связано с тем, что при промежуточной выраженности свойств нервной системы возможны их разнообразные психологические проявления, определяемые внешними условиями.
Хотелось бы обратить внимание еще на один момент. Индивидуальный подход может быть успешно применен только с учетом возрастных закономерностей психического развития. Другими словами, решая проблему, касающуюся обучения конкретного ребенка, нужно знать о ее типичности для данного возрастного этапа.
Рекомендации педагогам по развитию учебной мотивации
1. Поддерживать и формировать интерес к информации
«Ужасно интересно все то, что неизвестно» — такова психологическая природа этого источника учебной мотивации. Роль взрослых – поощрять этот Интерес. Большинство детей приходит в школу «почемучками», с огромным желанием узнать, понять, заглянуть туда, куда нет пути прямому человеческому взгляду. Конечно, в разные возрастные периоды содержание познавательных интересов различно. Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено, младших подростков — эта же тема, а еще то, что все работает, собирается и разбирается.
2. Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия
Нормальная и очень ценная человеческая потребность — понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому — это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца. Передавая готовые способы действия и «натаскивая» учеников на их автоматическое стопроцентное воспроизводство, мы лишаем их истинно человеческого наслаждения. А значит, взрослым необходимо развивать самостоятельность мышление детей.
3. Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения
В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то — возможность общения, построения отношений. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников — огромный стимул. Естественно, что общение в этом случае должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать. Другой аспект — это общение с педагогом. Если учение построено таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом.
4. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации
Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, — ее не спрячешь и в мешок не зашьешь. Она рвется наружу, и это нормально. Не нормально, когда демонстративные дети лишены возможности проявлять эту свою особенность «законным» путем, а вынуждены устраивать представления, кривляться, нарушать ход урока, в общем — выступать в роли шутов и хулиганов. Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие презентировать себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, а следовательно — стимулируют к учебе.
5. Помогать детям удовлетворить потребность в самопознании и самовоспитании
Она актуализируется у большинства учащихся в подростковый период. Отсюда — огромный интерес к психологическим тестам, урокам психологии: там ведь идет разговор о них самих. Между тем современные курсы литературы, истории, биологии и многих других школьных дисциплин могут быть поданы таким образом, чтобы опираться на эту потребность и тем самым повышать интерес учеников к предмету. Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании — это разнообразные ситуации преодоления, которые необходимо создавать для школьников в учебном процессе.
6. Актуализировать творческую позицию детей
С этой целью необходимо использовать ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творческости, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути). Данный способ повышения интереса к учебе один из самых оптимальных.
7. Создавать условия для осознания значимости происходящего для себя и для других
Взрослым необходимо стимулировать ту самую «осознанную» учебную мотивацию: «Я учусь потому, что мне это надо». Осознанная мотивация — удел старшеклассников. До нее нужно дорасти. И очень хорошо, если она подкрепляется еще каким-нибудь эмоциональным интересом. Иначе учеба становится продуктивным, но очень энергозатратным процессом для ребенка: постоянно нужно объяснять себе значимость совершаемых усилий на рациональном уровне.
8. Создавать ситуацию успеха и социального признания
Эту естественную потребность для детей, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые, так же следует целенаправленно использовать. Этот источник учебной активности мощно используется в сегодняшней педагогической практике и родителями и учителями.
9. Использование мотивов избегания наказания, получения материальных выгод и преимуществ
Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Более того, для многих школьников младшего и среднего школьного возраста практически незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Но нужно понимать, что такого рода гедонистические стимулы исчерпаемы и для своей подпитки требуют постоянного увеличения «габаритов» как наказания, так и поощрения. Если они — единственный источник активности, вряд ли мы можем ожидать от ребенка хороших учебных результатов.
Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную «кнопочку» — это хороший шанс поддержания учебной мотивации.
Педагог-психолог: Л.В.Гилюк
Рекомендации классному руководителю по результатам социометрии:
|
Педагог-психолог: Л.В.Гилюк
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 1. Создавать доброжелательную атмосферу в классе. 2. Поддерживать творческую исследовательскую активность учащихся, включенность их в различные виды деятельности 3. Предоставлять возможность учащимся самим оценивать свою деятельность 4. Использовать в работе необычные формы преподнесения учебного материала, вызывающие отклик у учеников (познавательные игры, ситуации спора, дискуссии, анализ жизненных ситуаций и др.), а так же занимательность изложения материала( пример, опыты, парадоксальные факты). 5. Мастерски использовать чувство юмора в определенных ситуациях, занимательность в изложении материала. 6. Умелое использование совета, направляющего ученика на правильное решение, вместо прямого вмешательства в выполнение задания. 7. Умело применять поощрения и порицания, терпимое отношение к различным негативным проявлениям учеников. 8. Опора на то положительное, что есть в каждом ребенке. Педагог-психолог: Л.В.Гилюк
Рекомендации психолога по стимулированию интересов ребенка:
Педагог-психолог: Л.В.Гилюк
|
Учителю 1 класса от психолога: к моменту поступления в школу дети способны:
Педагог-психолог: Л.В.Гилюк
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями |
Педагог-психолог: Л.В.Гилюк
|
Рекомендации по работе с застенчивыми детьми |
Застенчивым детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте - ипохондрия - за свое здоровье и здоровье родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к суициду (самоуничтожение). Внушаемы. Рекомендации по работе с застенчивым ребенком:
Как правило, это дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное ошибиться или кого-то подвести. Задача учителя – научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы. |